Конфликт между жителями 12-ого м/р и властей, в связи со строительством народного гаража.
В марте этого года с НДД “Русский Гражданский Союз” связалась инициативная группа граждан 12-го микрорайона Зеленограда, протестующая против строительства под их окнами т.н. “народного” гаража. Выехав на место и осмотрев стройку, я пообещал от имени РГС всяческую информационную и юридическую поддержку гражданам. А 20 марта на митинге автомобилистов в рамках всероссийской акции протеста у меня появилась возможность осветить в выступлении данную проблему, благо среди выступавших почти половина принадлежала к представителям “гаражников”, тема эта сейчас горячая.
Почему этот конфликт заинтересовал РГС. Прежде всего, локальная борьба за права граждан позволяет нам обозначить практические вопросы строительства русского гражданского общества, стимулирования народной самоорганизации. Гражданскую активность легче активизировать, когда люди видят прямую угрозу своим интересам, например, угрозу здоровью или жизни их близких или угрозу своей собственности. А ведь “гаражники” — это довольно большая социальная группа, на начало 2010 года обеспеченность жителей Москвы машиноместами составляла лишь 29,1 процента (т.е. 918 300 машиномест).
К сожалению, многие деятели национально-патриотической направленности до сих пор пытаются влезть в политику с абстрактными лозунгами, предложить какое-то идеальное государственное устройство, приём почему-то обязательно с элементами авторитаризма. Стоит ли напоминать, что дискредитация парламентской системы в России в своё время произошла именно по причине переизбытка популистских лозунгов и отсутствия интереса к реальным нуждам народа у тех, кто взялся говорить от его имени.
И чтобы вернуть гражданам доверие и интерес к выборам и партиям, необходимо дать им увидеть прямую взаимосвязь между конкретными нарушениями их прав и их пассивностью на выборах, а, точнее говоря, их молчаливым согласием называть выборами тот фарс, который нам вместо них подсовывают. В частности, конфликт вокруг “народного” гаража ярко демонстрирует последствия ликвидации в стране демократических институтов, невозможности для граждан формировать свою власть, представляющую их интересы.
С точки зрения нашей политической деятельности, переход от движения ‘против’ к движению ‘за’, строго говоря, и составляет суть национал-демократии. Русскому народу для защиты своих национальных интересов не нужна никакая диктатура, за 10 лет мы уже вдоволь наелись авторитаризма. Нам нужна нормально функционирующая демократическая система, позволяющая отстаивать наши интересы. Кстати нация и есть сообщество, сознающее общность своих интересов. И без позитивных, конструктивных лозунгов русское движение никогда не выйдет из протестно-патриотического болота, в котором прозябает с 1990-х. Да, мы можем выводить многие тысячи людей на русские марши и другие протестные акции. Но если бы эти тысячи участников могли заниматься вопросами местного самоуправления, завоёвывать авторитет, влияние и немного власти в своём районе, у нас была бы мощная база для борьбы за реальную власть. Собственно для этой аудитории данная статья и пишется. Благо наработок у нас имеется достаточно.
Суть конфликта
В последнее время москвичи всё чаще сталкиваются с ликвидацией властями города личных гаражей ("ракушек" и "пеналов") и мест для парковки, на месте которых строятся так называемые "народные” гаражи. Несмотря на непрекращающиеся протесты граждан и признание контрольно-счетной палатой программы "Народный гараж" как провальной, наиболее заинтересованными в её осуществлении оказываются чиновники, пытающиеся реализовывать и дальше несмотря ни на что.
Так, 1-го марта в 12-ом микрорайоне Зеленограда неизвестные лица в строительной спецодежде начали завозить на территорию, прилегающую к корпусам 1210, 1211 и 1212, бетонные блоки, плиты, металлические заборы, начали устройство строительного городка. Само собой, известить граждан о начале работ по строительству “народного” гаража никто не удосужился. При этом объездную дорогу не просто закрыли забором, а завалили бетонными блоками, тем самым сделав невозможным подъезд в случае необходимости “скорой помощи”, “пожарной” или мусорной машин. И такие случаи уже неоднократно возникали.
Помимо этого возле корпусов 1211-1212 расположена платная плоскостная стоянка на 50 машин, часть которой оказалась ликвидирована из-за строительства “народного” гаража, хотя договор аренды между ТОО «Вице Лада» и территориальным объединением регулирования землепользования Москомзема был подписан ещё в 2004 году. Когда жильцы пришли оплачивать 3-й квартал 2010 года, выяснилось, что договор расторгнут без объяснения причин. Стоимость машиноместа по договору составляла около 2,5 тысяч рублей в квартал.
Что же предлагают автовладельцам взамен? По словам застройщиков, будет построена охраняемая четырехэтажная бетонная парковка с крышей и арматурной сеткой вместо окон. Таким образом, машины будут защищены от грабителей, но не защищены от воздействия погоды (особых преимуществ по сравнению со старой платной парковкой автовладельцы не увидят). Сама парковка, видимо, являющая собой передовой край инженерной мысли, будет вмещать всего 100 машин, хотя и без неё на прилегающих к домам территориях могли парковаться до 70 машин. Место же на новой парковке будет стоить 350 тысяч рублей.
Иными словами, суть проекта в том, чтобы лишить жителей мест на платной стоянке стоимостью 2,5 тысяч рублей за квартал и “впарить” им место на новой парковке за 350 тысяч рублей. Хотя никаких выгод автовладельцы от этого не получат и никаких проблем с парковкой не решится. Напротив, пользоваться “народным” гаражом будут жители всего района, а не только прилегающих домов, и значит ситуация с местами для парковки ещё больше осложнится. Всё это до боли напоминает программу “Доступное жильё”, в результате которой, как известно, стоимость жилья выросла в разы и которую в народе уже признали лучшей юмористической программой последних лет.
Черезчур буквально поняли застройщики и лозунг “шаговой доступности” “народных” гаражей. Строительство многоэтажной парковки прямо под окнами сопряжено с вырубкой деревьев, повышенной концентрацией выхлопных газов из двигателей, работающих на малых оборотах, что ухудшает экологию двора. А ведь Зеленоград назван так не случайно, сразу за подъездной дорогой начинается лесопарк, где жители гуляют с детьми, школы проводят уроки физкультуры. Нижние этажи корпуса 1212 и вовсе будут закрыты от солнечного света, одно это уже может являться предметом иска со стороны владельцев квартир. А подъездные пути к парковке становятся источником повышенного травматизма, особенно для детей и пенсионеров, и требуют сокращения зоны отдыха граждан.
В срочном порядке жильцы решили провести собрание и сформировали инициативную группу для остановки строительства гаража.
Предыстория конфликта, или суверенная демократия в отдельно взятом районе
Как выяснилось, у строителей имелся ордер на подготовительные строительные работы, выданный столичной административно-технической инспекцией.
Основным документом, на основании которого вынесено решение о строительстве и выдан строительный ордер на начало работ, является протокол публичных слушаний от 27 мая 2010 года. Непосредственно слушания проводились, по свидетельству жителей, в рабочее время, а информация об их проведении была опубликована за день до слушаний, причём большинство способов оповещения, например, стенды управы или сайт управы района Крюково, мягко говоря, не являются массовыми и общедоступными.
Сами слушания проводились для галочки. Протокол не велся, вопросы и ответы не записывались. Собственно “за” строительство проголосовало лишь 5% присутствовавших, однако управе оказалось достаточно и этого, чтобы исполнить распоряжение вышестоящего префекта и выбрать место по своему усмотрению.
Иными словами, чиновники саботируют даже механизмы прямой демократии, не сильно заботясь о соблюдении формальных процедур. Впрочем, в данном случае это было вызвано незначительным вниманием общественности к проблеме. Помнится, во время событий вокруг Химкинского леса администрация привлекала активистов “Молодой Гвардии” Партии Жуликов и Воров (тм) для имитации единения власти с народом.
После слушаний недовольные жители организовали сбор подписей и обращений в районную управу, префектуру, прокуратуру и мэрию, однако в ответ получили лишь формальные отписки, якобы слушания прошли без нарушений, все были проинформированы своевременно. Требования жителей о проведении повторных публичных слушаний по этому проекту удовлетворять не хотели.
Кроме того в дело пошёл и такой способ фальсификации выражения воли жителей, как ссылка на другой проект 5-летней давности, под которыми многие жители действительно поставили подписи. В 2006 году жителям был предложен проект двухэтажной парковки на месте нынешней автостоянки с другими условиями предоставления мест в таком гараже (хотя конкретная стоимость машиноместа на стоянке, по словам жителей, озвучена не была), за который многие проголосовали. О программе "Народный гараж" тогда еще никто не слышал, её реализация началась лишь в сентябре 2009 года. Когда о неприемлемости использования старых подписей было озвучено на приеме у главы управы Чеботарева А.В., тот ответил в повышенных тонах, что это ничего не значит и не важно, что проект другой.
Кстати многие жители высказывались за то, чтобы организовать новые места для авто в виде экопарковок и гостевых карманов, но Управа не ищет альтернативных решений, которые были бы выгодны всем, видимо, ей по каким-то неизвестным причинам выгоднее “впарить” автовладельцам парковку по 350 тысяч рублей за место.
Первая реакция администрации
Недавно строительные работы были приостановлены до 15 мая. 23 марта инициативная группа жителей корпусов 1211 и 1212 встретилась с заместителем префекта Паниным Олегом Олеговичем. Со слов чиновника, в рамках программы по благоустройству территорий до 15 мая планируется создать новые места для автовладельцев, которые потеряли их вследствие строительства парковки. К 15 мая жители, оставляющие свои машины на плоскостной автомобильной стоянке, должны ее освободить и строительство “народного гаража” продолжится. Иными словами, жителям предлагают банальную подачку: вместо выполнения требований граждан администрация пытается сбить накал протеста мелкими уступками, не решая саму проблему. К сожалению, эта практика крайне распространена среди многих российских чиновников, пытающихся большинство проблем решать именно так.
Тем не менее жители не намерены сдаваться, так как здание парковки неэффективно по своей сути. Ведь пользоваться им будут не только жители близлежащих домов, следовательно, будет лишь создаваться дополнительная нехватка мест. После строительства увеличится поток легковых автомобилей, это при том, что расширять дорогу не будут.
Провал программы “Народный гараж”
В конце 2010 года контрольно-счетная палата Москвы опубликовала результаты проверки реализации проекта «народный гараж», где признала, что программа не выполнена и нуждается в дополнительной доработке, а бюджетные средства, направленные на проектирование и строительство объектов программы, расходовались неэффективно. При этом расходы городского бюджета по программе составили 45,3 % от планового объема, а размещение государственного заказа на выполнение программы осуществлялось с нарушением Федерального закона № 94 (который обязывает выполнять заказы для государственных и муниципальных нужд по открытой и конкурентной процедуре). Того самого ФЗ, против отмены которого выступает основатель антикоррупционного сайта «Роспил» и национал-демократ Алексей Навальный (http://navalny.livejournal.com/566998.html).
Кстати московские власти решили увеличить уставной капитал ГУП «Дирекция гаражного строительства», строящего «народные» гаражи, на 3 миллиарда рублей. Проект постановления опубликован на сайте Департамента имущества. В пояснительной записке к проекту это комментируется следующим образом: дополнительные средства нужны, потому что гаражи строятся быстрее, чем продаются машиноместа, Действительно автовладельцы, как в описанном нами случае, не торопятся отказаться от мест на старых стоянках по 2,5 тысяч рублей в квартал и приобрести места в “народном” гараже “всего-то” за 350 тысяч рублей. В целом на примерах реализации программы “Народный гараж” мы видим сразу несколько схем возможного обогащения предприимчивых чиновников.
ТСЖ как инструмент защиты прав граждан
Этот подраздел статьи будет самым кратким по причине отсутствия ТСЖ в домах 1211 и 1212. В одном случае ТСЖ было создано с нарушениями и ликвидировано в судебном порядке, во втором жильцы сами изначально не пожелали его создавать. Однако если бы ТСЖ было создано, оно дало бы мощный юридический статус инициативной группе в борьбе с необоснованной стройкой.
Что же касается собственно ТСЖ и как его можно использовать в частности для борьбы с “народным” гаражом — тема эта слишком обширна и ей будет посвящена отдельная статья.
Резюме
Настойчивость жителей микрорайона в защите своих прав достойна всяческой похвалы. Впрочем история ещё не закончена и борьба продолжается. Нам ещё предстоит разобраться в мотивах чиновников, нагло попирающих мнение жителей. Особенно, если эти мотивы вдруг окажутся финансовыми.
Тем не менее стоит отметить уязвимые места, которые проявились как в данной ситуации, так и в других аналогичных ей. Прежде всего нужно отметить, что механизмы коммуникации граждан пока слабо развиты, хотя начиная с протестного 2010 года тут обозначились позитивные сдвиги. Протестные группы чаще всего организованы спонтанно, вокруг конкретной проблемы, причём чаще всего с нуля. Когда конфликт завершается, группы как правило распадаются. Редко когда инициативным группам удаётся опереться на существующие сети или сообщества, в которых уже есть люди, способные выполнять основные роли — юрист, связи со СМИ, агитация и тд. Суть же гражданского общества именно в существовании постоянных структур, способных в короткие сроки мобилизовать большое число участников. Так, к примеру, этническим диаспорам в России не требуется особых причин, чтобы отладить механизм помощи своим членами, они априори для этого созданы. Поэтому неслучайно, что инициативные группы выходят на общественно-политические организации, как в данном случае — на РГС. Именно в координации и взаимопомощи между инициативными группами на местах нам видится развитие и становление русского гражданского общества. Важно также и использование интернета и социальных сетей, которые в последние месяцы показали свою высокую эффективность в деле мобилизации масс — от Манежки до Каира.
Что можете сделать вы, дорогой читатель, лично? Помимо дальнейшего распространения данной информации, разумеется. Прежде всего стоит ответить себе честно на вопрос, что будете делать вы, если подобная ситуация коснётся вас. Неплохо кстати задаться вопросом, а как обстоит ситуация с местным самоуправлением у вас в районе, есть ли социальные группы, чьи интересы попираются. И совсем здорово, если вы проявите интерес к деятельности общественно-политических организаций. Ведь основа существующего бесправия граждан именно в атомизации нашего общества, в отсутствии позитивного опыта добровольной коллективной деятельности. Однако сегодня созданы все условия для возникновения в России полноценной сплочённой политической нации: помимо языкового, культурного и во многом этнического единства большинство граждан России объединяет осознание несправедливости существующего положения дел в стране. Большинство народов, живущих сегодня в собственных национальных демократических государствах, прошли ровно этот же путь. Получится и у нас.
Антон Сусов, координатор движения Русский Гражданский Союз.