Из интервью чиновника можно узнать почему из Зеленограда уходят коммерческие маршрутки и какие изменения ждут горожан в этой сфере.
Около двух лет назад в Москве началось внедрение новой модели управления наземным городским пассажирским транспортом, которая предъявила более серьезные требования к обеспечению безопасности движения, тарифной политике и качеству обслуживания пассажиров. В первую очередь, изменения коснулись работы коммерческих перевозчиков. Частные транспортные компании перешли на работу по долгосрочным контрактам с городом, на основании которых город собирает доходы от продажи билетов и платит перевозчику за осуществление перевозок. Коммерческих перевозчиков, которые приняли решение продолжать сотрудничество с городом по новой модели, обязали обновить подвижной состав, приведя его в соответствие с требованиями безопасности и экологии, внедрить городскую тарифную политику (работа с билетами «Единый», «ТАТ», «90 минут», картами «Тройка», обязательное предоставление льгот), оборудовать машины системой ГЛОНАСС. Была оптимизирована и скорректирована маршрутная сеть коммерческих перевозчиков – она стала отвечать реальным потребностям города, передвижение подвижного состава стало отслеживаться и корректироваться в режиме реального времени. Таким образом, частные маршрутки и автобусы стали полноценной частью общей городской системы наземного общественного транспорта. ГУП «Мосгортранс» и коммерческие перевозчики стали работать в едином ключе, взаимно дополняя друг друга. Главная цель преобразований – сделать все наземные перевозки общественным транспортом в Москве стандартными, комфортными, безопасными и предсказуемыми. Чтобы пассажир, садясь в городской автобус или частную маршрутку, не видел разницы и, приложив билет к валидатору, имел возможность с комфортом добраться до нужной остановки, не опасаясь за свое здоровье и жизнь.
В 2017 году новая модель управления общественным транспортом была распространена на Зеленоград. Правда, в несколько иных формах, чем в «большой» Москве. С 29 июля коммерческий перевозчик
прекращает свою работу на территории нашего округа, а его потерю с этого же дня будет компенсировать подвижной состав филиала «Зеленоградский автокомбинат» ГУП «Мосгортранс». Если посмотреть на ситуацию в общем, из Зеленограда уходят частные маршруты №№416м, 417м, 707м, 460м, 431м и 476м, которые обслуживает ООО «ВииЯ». Взамен зеленоградский автокомбинат усиливает маршруты №№ 400, 400 «экспресс», 400К и 400Т, которые курсируют между Зеленоградом и Москвой, а также внутренние маршруты №№16 и 17. Посадочная остановка автобуса №400 «поостановочный» будет перенесена с «Магазина «Океан» на Крюковскую площадь – посадка будет осуществляться с площадки подмосковных автобусов. А маршрут №400К будет продлен до станции метро «Сходненская» (сегодня он проходит до станции метро «Митино»).
Пресс-служба окружной префектуры попросила рассказать заместителя префекта округа Дмитрия Морозова о реформе общественного транспорта в Зеленограде
— Дмитрий Витальевич, с чем связан уход из Зеленограда коммерческого перевозчика?
— В первую очередь, хочется отметить, что новая модель управления общественным транспортом не преследует цель ликвидировать частных перевозчиков. Бизнесу предлагают работать по новой, вполне понятной схеме, отвечающей всем требованиям современного города в области качества обслуживания пассажиров и безопасности перевозок.
К сожалению, зеленоградский коммерческий перевозчик ООО «ВииЯ» не стал утруждать себя модернизацией парка автомобилей и приведением своей работы в соответствии с новыми требованиями. Мы долгое время пытались найти понимание со стороны перевозчика, но видели, что он не стремится делать свою работу лучше.
А коммерческому перевозчику было над чем работать. Например, около 90% обращений и жалоб, которые поступали в префектуру по теме транспорта, касались именно работы частных маршруток. Имели место регулярные нарушения правил дорожного движения, грубое отношение водителей к пассажирам, а некоторые водители не владели русским языком. В автомобилях нередко отсутствовали медицинские аптечки. При этом перевозчик не стремился исправляться. Компания просто не смогла бы работать в условиях, которые предъявляет город в рамках новой модели.
В итоге Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы принял решение не продлевать контракт на обслуживание маршрутов с ООО «ВииЯ», который заканчивается в конце июля.
Нам жаль, что коммерческий перевозчик почти полностью уходит из Зеленограда, ведь бизнес должен развиваться. Но сложившаяся ситуация просто не позволяет нам продолжать сотрудничество с таким перевозчиком, в то время как в Москве частные маршрутки не уступают по комфорту и безопасности городским автобусам.
Вместе с тем хочется отметить, что уход ООО «ВииЯ» не означает полное закрытие зеленоградских маршрутов для коммерческих перевозчиков. Вполне возможно Департамент транспорта в будущем выставит на аукцион часть маршрутов. Но транспортные компании, которые будут допущены до конкурса, должны будут соответствовать новым требованиям. А именно этого мы и добиваемся, проводя транспортную реформу.
— Как будут компенсированы маршруты частного перевозчика в Зеленограде?
— По причине того, что договор с перевозчиком не был продлен, мы действительно встали перед необходимостью компенсировать потери. Этой работой займется филиал «Зеленоградский автокомбинат» ГУП «Мосгортранс». На те маршруты, с которых ушел частный перевозчик и где ранее не было «Мосгортранса», придут городские автобусы, а на те маршруты, где городской перевозчик был, будет добавлено необходимое количество единиц подвижного состава.
При определении количества автобусов, которые необходимо добавить на городские маршруты, мы исходили из нескольких показателей: количеств автомобилей коммерческого перевозчика, вместимости подвижного состава и интервала движения.
Уход ООО «ВииЯ» означает потерю 52 автомобилей малой вместимости; вместо которых будут добавлены, по меньшей мере, 34 городских автобуса большой и средней вместимости. Это не значит, что мы «теряем» часть подвижного состава. Ведь мы значительно увеличиваем количество посадочных мест за счет более крупных автобусов «Мосгортранса», а также значительно сокращаем интервалы в движении подвижного состава.
Еще раз повторю: уход коммерческого перевозчика будет компенсирован полностью. Давайте разберем по отдельным маршрутам.
Например, маршрутка №460м и автобус №400Т имеют одинаковые маршруты следования из 16 микрорайона, через Панфиловский проспект, улицы Каменка, Логвиненко и Новокрюковскую, станцию Крюково, Заводскую улицу и Кутузовское шоссе по Пятницкому шоссе до станции метро «Тушинская». После ухода коммерческого перевозчика планируется добавить 4 единицы на маршрут №400Т, сократив тем самым интервал с сегодняшних 12 минут до 9-10 минут.
Схожие маршруты имеют частник №707м и автобус №400К, которые курсируют через Пятницкое шоссе. Правда, городской автобус имеет более разнообразную схему движения, так как забирает пассажиров из 14 и 15 микрорайонов, а маршрутка №707м отправляется со станции Крюково, через которую, напомню, ходит автобус №400Т. Автокомбинат планирует добавить на маршрут №400К десять дополнительных единиц, сократив интервал до 15-16 минут против сегодняшних 20-25 минут. Кроме этого городской маршрут будет продлен до станции метро «Сходненская» с заездом к станции метро «Митино» – таким образом коммерческий маршрут №707м будет компенсирован полностью. Кстати, в трассу следования маршрута №400К будут включены остановочные пункты: «Санаторий «Энергия», «Школа», «Ферма» и «Санаторий «Отрадное».
В «старом городе» прекращает свою работу коммерческий маршрут №431м, который следует от Крюковской площади через Панфиловский проспект и Ленинградское шоссе до станции метро «Речной вокзал». Одновременно с ним не станет маршрута №476м, который курсирует между «новым городом» и станцией метро «Речной вокзал» через трассу М10. Чтобы компенсировать потери на этих направлениях, принято решение перенести посадочную и конечную остановки автобуса №400 «поостановочный» на станцию Крюково. Он будет следовать по Панфиловскому проспекту, сворачивать на проспект Генерала Алексеева и Центральный проспект, а далее – по своему привычному маршруту. На маршрут планируется добавить 9 дополнительных автобусов.
— Коммерческий перевозчик обслуживал не только маршруты между Зеленоградом и Москвой, но и внутренние...
— Таких было два – №№416м и 417м, которые полностью дублируют соответствующие городские маршруты №№16 и 17. Эти маршруты планируется усилить пятью дополнительными единицами подвижного состава, что позволит сократить интервалы в движении до 4-6 минут на маршруте №16 и до 5-6 минут на маршруте №17. Так что и на этих направлениях не предвидится каких-либо проблем.
Хочу отметить, что озвученные выше планы по добавлению автобусов и сокращению интервалов пока находятся в разработке, и в окончательном варианте могут быть скорректированы.
В первые дни запуска новой модели управления общественным транспортом в Зеленограде все изменяемые маршруты будут контролироваться в режиме реального времени, чтобы в случае необходимости оперативно вносить коррективы.
— Изменится ли каким-то образом маршрут автобуса №400 «экспресс»?
— Автобус-экспресс от остановки «Магазин «Океан» через платную трассу М11 до станции метро «Речной вокзал» продолжит работу в сегодняшнем режиме. Однако на этот маршрут мы возлагаем особые надежды, и дальнейшие серьезные изменения в работе зеленоградского общественного транспорта будут связаны именно с ним.
После открытия станции метро «Ховрино» автобусы №400 «экспресс» будут прибывать именно на нее. Это позволит сократить время движения автобуса в пути, а значит – повысить мобильность маршрута, сократить интервалы в движении и время ожидания автобуса.
Площадка посадки/высадки пассажиров у «Ховрино» в настоящее время еще не определена. Однако префектура округа будет добиваться, чтобы эта площадка была максимально комфортной и просторной. По причине значимости маршрута №400 «экспресс» и его востребованности среди пассажиров, мы должны обладать в Москве удобным местом и посадки пассажиров, и отстоя транспорта. Если площадка окажется подходящей, будет рассмотрен вопрос, например, подачи на посадку сразу двух автобусов №400Э. А это даст возможность добавить еще несколько единиц подвижного состава на маршрут.
На сегодняшний день интервалы движения автобуса №400 «экспресс» в часы пик составляют около 4,5 минут, то есть, фактически, автобусы ходят в режиме метро. В мае на маршрут было добавлено еще 4 дополнительных автобуса, а всего сегодня на маршруте работает 31 единица подвижного состава. В плане пропускной способности – это максимум, что можно сделать. Четыре минуты – это время загрузки пассажирами одного автобуса. Дальнейшие изменения могут быть связаны с различными вариантами посадки пассажиров.
Вместе с тем, нельзя игнорировать статистические данные – на маршрутах общественного транспорта регулярно отмечается рост пассажиропотока. Это связано, в первую очередь, с ростом транзитного потока из прилегающих к Зеленограду населенных пунктов Московской области. Подмосковным жителям удобно пользоваться развитой инфраструктурой Зеленограда, приезжать в округ, оставлять автомобиль и пересаживаться на автобусы и пригородные электрички, в том числе «Ласточки». Каким-либо образом повлиять на эту ситуацию невозможно. Единственное, что остается – и дальше совершенствовать нашу систему общественного транспорта.
Материалы пресс-службы префектуры Зеленограда