Добавить в закладки   Войти или зарегистрироваться
 
Вторник, 16 апреля 2024, 09:28
+6
   
7м/с
  87%
 
  93.5891   99.7934
 
 

50-и летний юбилей ПУ «Зеленоградводоканал»

Общество
07.04.2011 14:49

Создание и модернизация системы водоснабжения нашего города, целью которой являлась автоматизация.

Сейчас трудно представить, что на рубеже 60-х гг. прошлого столетия, когда возводился Зеленоград, система водоснабжения была не автоматизирована не только в нашем строящемся городе и в столице, но и во всех городах страны. Пионером автоматизации городских водопроводов стал коллектив Комплекса сооружений водопровода Зеленограда, пример которого дал начало активным работам в этом направлении в городах Советского Союза. 

– В генеральной схеме водоснабжения Москвы, – рассказывает главный специалист ПУ «Зеленоградводоканал», в то время его руководитель службы водоснабжения И.Глуховский, – была задекларирована полная автоматизация, но практически в этом направлении ничего не делалось. Отечественная промышленность не выпускала средств и систем автоматизации, а соответствующие НИИ не могли закладывать в проекты то, что в стране не выпускалось серийно. 

А острую необходимость в системе телеизмерения напоров в водопроводной сети мы почувствовали, когда служба водопровода переехала в 1967 году из корп. 213 на Восточную коммунальную зону. Дело в том, что корп. 213 находился практически в центре застройки Зеленограда того времени, и манометра, выведенного из подвала этого корпуса в помещение диспетчерской, было достаточно для управления водопроводными узлами.

На ВКЗ из-за удаленности от центра четкая картина была потеряна, контролировать напоры воды в сети оказалось практически невозможно. 

– Все обращения к директорам предприятий электроники с просьбой сделать для городского водопровода систему телеизмерения напоров в 10 точках не дали никакого результата, – вспоминает Иосиф Ильич. – Но нам дали совет: принять по совместительству одного-двух специалистов, которых они порекомендуют. Так мы и сделали. 
В то время в Москве уже более 6 лет при участии Академии коммунального хозяйства шла работа над созданием системы телеизмерения напоров в 100 контрольных точках сети. Мы перед своим специалистами поставили задачу создать ее за полгода. Система была создана за 7 месяцев – практически одновременно со столичными разработчиками. И мы почувствовали, что собственными силами способны решать важные задачи. 

Но вышел закон об ограничении совместительства по службе. Комиссия Комитета народного контроля, выявившая инженеров, работавших по совместительству, сделала предписание – совместителей уволить немедленно, иначе руководитель будет снят с занимаемой должности. 
Казалось, что наши планы создать комплексную автоматизацию системы водоснабжения собственными силами потерпели фиаско. Привлечь хороших специалистов на постоянную работу было нереально – уж слишком большой была разница в оплате труда в промышленности и коммунальном хозяйстве.
Из бесед с заместителями директоров предприятий электроники выяснилось, что в ряде случаев жилищные вопросы с их специалистами заходили в тупик. В то же время в подобных случаях в инженерных городских службах была возможность предоставления служебной жилплощади. Без особого труда удалось найти 2-3 специалистов, пожелавших ради получения жилплощади в течение трех лет перейти на работу с потерей в зарплате. И работа продолжилась – уже в 1975 г. комплексная автоматизация системы водоснабжения была завершена.

 

Компьютер – на вес золота

– Система автоматизации заключалась в том, – рассказывает мой собеседник, – что во все диспетчерские пункты по выделенным каналам телефонной связи приходила информация о работе насосных станций и водопроводной сети, которая являлась основой для принятия решения о подключении и выключении насосных агрегатов, открытии или закрытии задвижек. Делал это специалист, не выходя из диспетчерского пункта. Но когда внедрили комплексную автоматизацию городского водопровода, увидели, что половина нашей работы уходит «в песок», поскольку поступающая информация не могла быть использована для анализа работы системы водоснабжения, а чтобы зафиксировать ее, нужен был компьютер.
Сейчас уже трудно представить, что в 70-х годах компьютеры были страшным дефицитом. В Минкомхозе, куда обратились зеленоградцы с просьбой о выделении компьютера, лишь посмеялись, пояснив, что на предстоящий 1976 г. на все коммунальные службы РФ выделено лишь 2 компьютера.

– Мы не опустили руки, – говорит Иосиф Ильич, – пошли к руководству Зеленограда, чтобы они, в свою очередь, обратились к министру электронной промышленности, который из своих фондов выделил бы службе водопровода компьютер. В 1977 г. компьютер нам был выделен. На его основе система комплексной автоматизации городского водопровода превратилась в первую в стране АСУ ТП водоснабжения. В Зеленоград началось паломничество специалистов со всего Союза: из республик, областей и городов. Опыт зеленоградцев нелегко было повторить, но он вдохновил энтузиастов на создание подобной системы.
Созданная нами в 1977 г. автоматизированная система управления прошла 5 модернизаций и сегодня находится на самом современном уровне, а опыт ее использования взяли на вооружение в Париже и Хельсинки.

 

Куда делась вода?

– Вопрос не праздный, – комментирует И.Глуховский. – Вода в 70-е годы бралась только из артезианских скважин, но их мощность стала ниже, чем необходимо. Забили тревогу, причем весьма своевременно. Для решения этой проблемы подключили специалистов НИИ геологоразведки, выяснивших причину недополучения воды из артскважин. Одна из них – в Зеленограде стал повсеместно внедряться роторный способ бурения скважин, при этом трещины в известковых породах забивались глиной и мешали притоку воды. Данный способ оправдан для бурения очень глубоких скважин, а мы брали воду с верхних горизонтов, и здесь был необходим старый, ударно-канатный метод бурения. Что было сделано, и мощность артезианских скважин увеличилась в 2-3 раза. А запасов воды, по мнению гидрогеологов, должно было хватить для нормального жизнеобеспечения города не менее, чем на четверть века.

Причины беспокойства руководства службы водопровода заключались не только в том, что может возникнуть недостаток воды. Со строительством 2-й очереди Зеленограда предполагалось увеличение населения в 2 раза, а значит, и площадей жилищного фонда и промышленных предприятий. Инженерия же значительно отставала от темпов строительства. В новых условиях для обеспечения вводимых объектов электроэнергией, теплом и водой требовались новые мощности и серьезное финансирование.
В этих условиях руководство города приняло решение в течение первых 2,5 лет удвоить мощности систем электроснабжения и теплоэнергетики, а в последующие два с половиной года – мощности систем водоснабжения и канализации. Требовалось без ввода дополнительных мощностей обеспечить присоединение к сетям всех вновь построенных объектов.

Начали искать резервы, занялись интенсификацией работы артскважин и насосных станций, но это увеличило мощность лишь на 15-20%. Вывод – остальной резерв кроется в экономии воды. Была разработана программа экономии воды. Подспорьем в этой работе стали проведенные в Зеленограде исследования зависимости величины водопотребления от напоров в сети, послужившие задаче снижения избыточных напоров и совершенствованию уровня эксплуатации внутренних сантехнических систем. 

В течение 5 лет служба водопровода обеспечила бесперебойное снабжение водой всех строящихся объектов. В 1979 г. было принято решение о присуждении комплексам водопровода и канализации Зеленограда премии Совмина СССР. Лауреатами стали 7 человек, 3 из них – специалисты службы водопровода.
Железобетонные аргументы и стальные контраргументы
В начале 70-х гг. было принято решение для повышения надежности водоснабжения Зеленограда подвести к городу водовод от Северной водопроводной станции Москвы методом прокладки железобетонных труб. 

– В первые годы после пуска водовода на нем произошло более 10 аварий, – рассказывает Иосиф Ильич. При ремонте поступление воды из Москвы приостанавливалось. Аварии слишком участились. Причина, как выяснилось, была в несоблюдении технологии прокладки. В результате – микротрещины, которые увеличивались и в процессе эксплуатации. Сменить аварийную трубу на новую было тяжелой задачей. В итоге мы настояли на том, чтобы следующий водовод монтировался из стальных труб, а первый – переложен.

 

Вместо эпилога

В коротком очерке трудно рассказать о всех достижениях зеленоградской службы водоснабжения. Это и широкое применение регулируемого привода, и создание геоинформационной системы городского водопровода, это внедрение первого этапа системы автоматического управления городским водопроводом, и диагностика повреждений на сети, позволившая в два раза сократить в Зеленограде процент нереализованной воды. 

Мы рассказали о глобальных новациях, разработанных и применяемых в системе водоснабжения Зеленограда. Здесь наши специалисты стали пионерами, первопроходцами, отдававшими свои знания, умения, талант на благо родного города. Благодаря им стали возможны все свершения, которыми ПУ «Зеленоградводоканал» славится далеко за пределами нашего города. Назовем их имена: лауреатами Государственной премии Совета Министров СССР стали Михаил Иванович Простотин, Владимир Алексеевич Макеев, Анатолий Ильич Котов, Иосиф Ильич Глуховский, который также является заслуженным работником ЖКХ РСФСР, награжден знаком отличия «За безупречную службу городу Москве». Этот же Знак отличия вручен и Валерию Николаевичу Абросимову. Почетными работниками МГУП «Мосводоканал» являются Ирина Амасиевна Берникова, Виктор Алексеевич Курьянов, Светлана Владимировна Целепи, Олег Самуилович Сапожников, Валентина Федоровна Тушина, Владимир Ильич Лавриков, Нина Васильевна Левакова. Звания «Почетный работник ЖКХ» удостоены Александр Борисович Каменецкий и Виктор Алексеевич Курьянов. Заслуженными работниками ЖКХ РСФСР являются Ирина Амасиевна Берникова, Александр Иванович Красников, Александр Борисович Каменецкий, Михаил Иванович Простотин.

Л. Романова

Автоматизация предприятий значительно повышает производительность и повышает уровень продаж. К вашим услугам компания Астор, которая является лидером в области отраслевой автоматизации. Автоматизация управления розницей для вас.
реклама

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

[ ]



Последние публикации рубрики «Общество»












Новости компаний











Самое обсуждаемое за месяц
Социальные сети