У волков нет расписания. О спектакле «Ехай» в «Ведогонь-театре»
14.12.2017 11:30451
Железная дорога, морозные звезды, темень. Из леса поднимается горловая песня, переходящая то в варган, то обратно – в треск оледеневших деревьев и гул земли. Человек танцует в дыму – а человек ли? Лица не видно, он окутан звериными шкурами. Холодный туман рассеивается, и он – с ним.
С произведением Нины Садур «Ехай» режиссер и актер «Ведогонь-театра» Александр Бавтриков обошелся аккуратно – не смягчив ни одного момента, он, тем не менее, сумел значительно усилить его мотив красивыми и грамотными штрихами. «Ехай» в прочтении можно воспринимать как угодно – идея пьесы хитро запрятана, вытащить – только за хвостик, за обрывки фраз. Режиссер не бросил ее зрителю в лоб, но приподнял на поверхность, подложив под диалоги персонажей дополнительный груз.
Зритель, знакомый если не с самим текстом пьесы, то с афишами и синопсисом, ожидает увидеть материалистичную, бытовую и даже в каком-то смысле криминальную историю о человеке, который в какой-то момент лег поперек железнодорожных путей, остановив тем самым целый состав. Наблюдатель совершенно не ожидает дикой ночи в лесу, хтонического зверя – темноты, в которой живут духи и прячутся волки. Начало постановки отсылает с одной стороны к глубокой мифологичности пьесы, с другой – к происхождению автора, и получается очень здорово.
Благодаря же режиссеру и осветителю камерная сцена «Ведогонь-театра» превратилась в необъятную зимнюю пустошь с прорезью уходящей во тьму железной дороги. Поезд, мчащий мимо Мужика, не существовал материально, но был на сцене – вот такой парадокс. Персонажи в созданное пространство вписались как влитые. Ильдар Аллабирдин, сыгравший Мужика, очень точно показал его, такое простецкое, отчаяние. Обычно мы ожидаем видеть в самоубийцах смирение и «высокую» драму, в Мужике же не было ни того, ни другого: только упертость без высокопарности, очень живая и правдоподобная. «Ехай!» звучало как рык животного с человеческим голосом, пусть и по-житейски, но с привкусом угрозы.
В Машинисте Федора Липатова читается суть, прописанная Ниной Сатур – он машинный, будто железобетонный; перед ним словно завис экран, на котором есть график, есть поезд и смена по расписанию. Даже его личное – официоз с чинным стремлением жениться, когда мама сказала. За этим экраном он не видит человеческих чувств и их глубины – в мире материальных ценностей всегда светло, и люди, уютно пьющие чай в вагоне-ресторане перевешивают Мужика, от безысходности лежащего на рельсах.
Одноактную «Ехай» можно разделить на две смысловые части – до и после появления Бабки. И именно вторая часть провисает, градус очарования постепенно спадает. Дело не только в актерской игре Елены Шкурпело – Бабка передана ею как нечто легковесное, в ее возраст не верилось. Пошлых штампов не было – голос актриса не искажала, он, разве что, звучал с несвойственной ему глухотой, однако в речи Бабки отсутствовала неспешность, не было задумчивых пауз.
Персонажи начали говорить по очереди, не друг с другом, и, когда один произносил реплику, двое других будто застывали – пару раз Машинист нервно прошелся по путям, но на этом все. И. Аллабирдин выделял криком фразы, которые не требовали настолько яркой интонации… Возможно, эти моменты были призваны накалить достаточно нагруженный жизнеутверждающими вещами и юмором отрезок, но под накалом мир, построенный в начале, дал трещину. Ее, однако, зашлифовала финальная жирная точка. В оригинале концовка полуоткрытая: поезд едет дальше, и это значит, что Машинист вернулся к своим обязанностям. А. Бавтриков решил, что встреча, состоявшаяся на железной дороге посреди морозного леса, достаточно знаменательна, чтобы дать персонажу толчок к развитию. Нервы Машиниста расшатаны; столкнувшись с дикостью, с людьми, олицетворяющими природную силу, он сошел с ума и слился с ними – сбросил с себя шинель и пустился в пляс, кружась в клубах дыма под отбиваемый бубном ритм.
Сборник пьес Садур, включающий в себя «Ехай», имеет рейтинг 16+, и это неспроста: используемая автором лексика близка к обсценной. На «Ехай» «Ведогонь-театра» (рейтинг 12+) детей приводить можно, но – имея это в виду. И не факт, что маленький человек из пьесы что-то для себя вынесет. На «Ехай» стоит сходить тем, кто черпает мысли и вдохновение от мрачных, глубоких вещей, любителям постановок, вгоняющих в эмоциональные «русские горки» – от страха до смеха, от спокойствия до удивления.
Фрагменты спектакля «Ехай»
Репортаж: Ирина Соколова
[ ]
Последние фото-видео репортажи
19.01.2023 19:4954
54 фото
Крещенские купания 2023 на Школьном озере
11.09.2022 21:56975
97 фото
День города – 2022
18.07.2022 09:081204
120 фото
Зеленоградский полумарафон – 2022
30.05.2022 10:48741
74 фото
Фестиваль регби «Золотой овал – 2022»
25.04.2022 17:00483
48 фото
Открытие мотосезона – 2022 в Зеленограде
19.01.2022 13:44542
54 фото
Крещенские купания – 2022 в Зеленограде
16.12.2021 15:15521
52 фото
Новогодний Зеленоград 2021–2022
13.12.2021 08:35352
35 фото
«Путешествие в Рождество – 2021» в Зеленограде
13.09.2021 02:48553
55 фото
Съемки фильма «Елки» в Зеленограде
01.02.2021 09:07845
84 фото
«Снежное регби» – 2021
21.12.2020 14:12952
95 фото
«Лыжня России – 2020» в Зеленограде
28.09.2020 10:23451
45 фото
Зеленоградцев познакомили с SUP-поло
05.09.2020 20:55774
77 фото
День города-2020 в «коронавирусном» варианте
02.03.2020 14:191001
100 фото
Широкая Масленица – 2020
20.01.2020 12:00551
55 фото
Крещенские купания на Школьном и Черном озерах – 2020
20.01.2020 11:20901
90 фото
Фестиваль «Снежное регби – 2020» прошел совсем без снега
02.12.2019 11:261101
110 фото
20-й БИМ-марафон в Зеленограде
09.09.2019 12:202705
270 фото
День Города-2019 в обновленном Зеленограде
29.07.2019 15:452152
215 фото
Зеленоградский полумарафон – 2019
03.06.2019 14:102104
210 фото
«Золотой овал» в Зеленограде. 143 матча под рок-музыку и детский смех
Все права на материалы,
опубликованные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об
авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, активная ссылка
на zelenograd24.ru обязательна. Редакция не несет
ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей, а также за достоверность
информации, содержащейся в рекламных объявлениях.