© 2024 «Зеленоград24» современный городской портал Зеленограда
https://zelenograd24.ru/pressroom/society/detail/217145/

Скончался великий скульптор, автор барельефа МИЭТа

Общество 10.08.2016 17:13
Декоративный барельеф в МИЭТе. Фото: swamp.ru

На 92-м году жизни умер Эрнст Неизвестный, cоздатель барельефа «Становление человека разумного».
9 августа около 8 часов утра в Нью-Йорке скончался выдающийся скульптор Эрнст Неизвестный. По словам его друзей и родных, эта смерть стала для них неожиданностью, так как проблем со здоровьем у Неизвестного не было, однако 8 августа он был госпитализирован в Нью-Йоркскую городскую больницу «Стони Брук» с сильными болями в желудке, провел там целую ночь и скончался под утро. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на близкого друга скульптора Джеффа Блюмиса.

Эрнст Неизвестный был великим советским и американским скульптором и участником Великой Отечественной войны. Свою деятельность скульптора он начал в 1955 году. Среди его работ на родине – статуэтка ТЭФИ, посвященный жертвам репрессий в СССР монумент «Маска Скорби» в Магадане, композиция «Возрождение» в Москве, 10-метровый Памятник погибшим шахтерам Кузбасса в Кемерове, а также памятник Дягилеву в Перми, напоминает РИА Новости. Также известна его скульптура «Прометей» в пионерском лагере Артек и «Цветок лотоса» у Асуанской плотины в Египте. В 1977 году Эрнст Неизвестный, «из-за эстетических разногласий с режимом», эмигрировал в Соединенные Штаты Америки в город Нью-Йорк, где и прожил всю оставшуюся жизнь.

Для Зеленограда Эрнст Неизвестный тоже оставил необычайный памятник своего творчества – это декоративный барельеф «Становление человека разумного» в МИЭТе, выполненный скульптором в 1974 году по просьбе министра электронной промышленности Александра Шокина. Этот барельеф считается одним из самых длинных в мире – его площадь составляет 970 метров, а срок выполнения работы – всего лишь 5 месяцев. 

Над входом в библиотеку на рельефе изображен зародыш в чреве матери, который своими руками преодолевает преграды. По мере роста ребенка преодолеваемые им препятствия также увеличиваются в размерах – зритель видит эту картину, переходя к левой стене от входа в библиотеку. Напротив главного входа в МИЭТ изображен уже работающий разум. На последней четвертой стене – летящий в космос человек как результат воплощения высшего разума.

Отметим, что первоначальный проект был еще более грандиозным. Горельеф на тему космоса должен был обрамлять снаружи верх здания МИЭТа, а по другую сторону дороги, возле Научного Центра, должна была встать 12-метровая скульптура двух сплетенных между собой рук, одна из которых – механическая, подобно руке водолаза в скафандре, а другая – похожа на живую, держащую электрон. Однако цензура подрезала художнику крылья, убрав рельеф внутрь здания и опоясав им библиотеку МИЭТа. Тем самым потерялась монументальность замысла, а площадь рельефа уменьшилась в 6 раз. «До сих пор жалею о том, что вместо этой работы Неизвестного, которая как нельзя лучше вписалась бы в архитектуру города, одновременно являясь его символом, появился памятник Ильичу, взятый в то время из неликвидов одного из московских конкурсов», – вспоминал главный архитектор города Игорь Покровский в ноябре 1997 года.

Эрнст Неизвестный, также сотворил для библиотеки МИЭТа двенадцать портретов великих деятелей науки из дерева и латуни и, в том числе, портрет В.И. Ленина, несколько большего размера, нежели остальные одиннадцать и, как оказалось, единственный в его творческой биографии.