20 авг. 2009 г.

Что скрывают интересы...

Это расследование создавалось совместно с моим коллегой из Ассоциации независимой прессы Думитру Лазуром. Моей работы здесь немного — я лишь собрал информацию по Бельцам. Тем не менее материал интересен — это первая попытка изучить тему конфликта интересов в Молдове.
Статью перепечатали многие издания, в том числе, "Jurnal de Chisinau" и "Timpul", но на русском она публикуется впервые.


При рассмотрении в последнем чтении Закона «О конфликте интересов» 15 февраля 2008 года парламент не учёл рекомендации молдавских и международных организаций, в том числе замечания Совета Европы. Зарубежные и местные эксперты считают, что в нынешнем виде закон не соответствует европейским стандартам и может стать формальным и неэффективным документом. Описанные ниже случаи конфликтов интересов лишний раз доказывают, что эксперты правы: в Молдове чиновники, нарушающие данный закон, баллотируются в парламент*, продвигаются по службе, а правоохранительные органы делают вид, что ничего не происходит.


Случай Панчука


29 сентября 2008 года примар муниципия Бельцы Василий Панчук подписал распоряжение № 96 «О назначении госпожи Светланы Терёшкиной на должность директора муниципального предприятия “Гостиница “Бэлць”». В документе говорится, что «отделу кадров следует составить индивидуальный трудовой договор, заключённый между примаром мун. Бельцы и Светланой Терёшкиной». Это не первая такая бумага, подписанная бельцким мэром, однако, если мы жили бы на Западе, то распоряжение № 96 стало бы последним в его карьере. Почему? Светлана Терёшкина является дочерью Василия Панчука.
По словам юристов Центра анализа и предотвращения коррупции, примар Бельц нарушил положения Законов «О предупреждении коррупции и борьбе с ней» и «О конфликте интересов» (оба вступили в силу в середине 2008 года).


В частности, Закон «О предупреждении коррупции и борьбе с ней» относит к фактам коррупционного поведения госслужащих «участие с правом голоса или принятия решения при рассмотрении и разрешении вопросов, касающихся личных интересов или интересов лиц, с которыми они находятся в родственных отношениях». Более того, закон предполагает, что органы власти должны установить «специальные требования, ограничения и запреты, критерии принятия на работу, назначения на должность и продвижения в должности, необходимые для исключения конфликта интересов».

Сам Василий Панчук не считает своё решение противозаконным, поскольку его дочь уже проработала в гостинице шесть лет и была рекомендована прежним директором предприятия. «Кто сомневается в справедливости этого назначения, пусть пойдёт и посмотрит, что сделано за последнее время в этом учреждении, и решит сам: это человек, которого просто протежировали, или специалист, который действительно хорошо выполняет свою работу. Более того, она не находится в моём прямом подчинении, есть вице-примар, который и курирует работу этого сотрудника», — отметил примар, комментируя своё назначение газете «СП» в январе 2009 года.

Хотя скоро исполнится год с момента подписания распоряжения № 96, органы правопорядка никак не отреагировали по этому поводу…



Случай Воронина № 1



В Закон «О государственном бюджете на 2009 год» была включена следующая статья: «Утвердить ассигнования <...> в бюджете Министерства просвещения и молодёжи на финансовую поддержку предоставления услуг детям-сиротам и детям из малообеспеченных семей общественной организацией “Orăşelul copilăriei” в сумме 2,8 миллиона леев». Закон был принят Парламентом и подписан президентом РМ Владимиром Ворониным.

Проглядев весь закон о бюджете, мы увидим, что помощь от государства получают лишь несколько общественных организаций, и эти суммы исчисляются сотнями тысяч леев, а не миллионами, как для «Orăşelul copilăriei». Всё дело в том, что патроном общественной организации «Orăşelul copilăriei», зарегистрированной в 2003 году, является жена президента Таисия Воронина. И она этого факта не скрывает.

Эта организация не впервые получает публичные средства. К примеру, в 2007 году Министерство финансов выделило ей из резервного фонда Правительства 2,7 млн леев. В 2005 и 2006 годах «Orăşelul copilăriei» досталось по 700 тыс. леев.

Эксперты полагают, что ассигнование государственных средств организациям, приближённым к президентской семье, противоречит общественной морали. «Возможно, буква закона и была соблюдена, однако этого нельзя сказать о моральных принципах, с которыми, к сожалению, не очень считаются в Молдове. На Западе общество бы наказало политиков за такие поступки. Не исключаю и того, что под давлением общественного мнения виновные подали бы в отставку. У нас, однако, граждане молчат и терпят», — говорит юрист Виктор Панцыру.

Случай Воронина № 2
В ноябре 2005 года депутаты постановили выделить порядка 19 млн леев на «финансирование капитальных вложений» в здание по бул. Штефана чел Маре, 154. По этому адресу в Кишинёве находится президентский дворец. Теоретически Главное управление по администрированию комплекса правительственных зданий должно было провести тендеры на выполнение каждого вида работ в отдельности. Однако это учреждение решило заключить договор с одной фирмой на проведение работ «по реконструкции зала заседаний (4 этаж), библиотеки (6 этаж) и замене главной люстры в холле (1 этаж)». Объявление об организации тендера было опубликовано в бюллетене Агентства по госзакупкам, как этого требует закон. В борьбу за контракт на примерно 17 млн леев включились три строительные фирмы: ООО «Invent-BG», ООО «Mapgeogrup» и ООО «Moldconstruct Market» (фирма, в которой экономистом числится сын президента РМ Олег Воронин). Совпадение это или нет, но победителем конкурса было объявлено именно последнее предприятие.



До этого момента чиновники Правительства действовали, на первый взгляд, законно. Однако затем Главное управление по администрированию комплекса правительственных зданий допустило нарушение, решив перечислить на счёт «Moldconstruct Market» ещё (внимание!) 5 млн леев для реконструкции столовой президентуры. Вопреки положениям закона не был объявлен новый аукцион. Просто сумма прежнего контракта (17 млн) была увеличена на 28,5 %. Счётная палата в своём постановлении о результатах финансовой ревизии в аппарате Правительства и его подразделениях за 2005-2006 годы отметила, что в данном случае были нарушены требования ст. 25 Закона «О закупке товаров, работ и услуг для государственных нужд» и Положения о государственных закупках работ. Тогдашнее законодательство РМ запрещало «изменение любого элемента заключенного договора и введение новых элементов, если это повлечет за собой изменение условий оферты, послуживших основой для её отбора, и повышение её стоимости». Нарушение было доведено до сведения Правительства, Парламента и президента. Что последовало? Ничего!

Юрист Виорел Фурдуй отметил, что при старом Законе «О закупке товаров, работ и услуг для государственных нужд», отменённом в 2007 году, всегда выигрывал «фаворит». «Закон был низкого качества, его часто критиковали эксперты и международные организации. Он не содержал такого понятия, как “конфликт интересов”, и, следовательно, не предусматривал никаких ограничений в этом смысле. Главным критерием отбора победителя аукциона была цена и предлагаемые условия. Организаторы аукционов могли устраивать дела так, как им было удобно, а публичные деньги получал “тот, кто нужно”», — подчёркивает Виорел Фурдуй.


Случай Стойкова


Перед парламентскими выборами 2009 года депутат Юрий Стойков, как и другие кандидаты в парламент, обнародовал данные о своём имуществе. В декларации о доходах и собственности он указал, что является владельцем 144 акций компании «Nirom Roz» из Калараша. На выборах 2001 и 2005 годов Стойков не задекларировал ценные бумаги, поэтому мы подумали, что он их получил не так давно.



Чтобы выяснить, какое время Юрий Стойков является акционером «Nirom Roz», мы сделали официальный запрос в Государственную регистрационную палату. Однако, к нашему удивлению, по документам единственным учредителем предприятия является Николай Розембак.




Почему нас заинтриговали ценные бумаги Стойкова? Пролистав годовой отчёт исполнительной дирекции Фонда социальных инициатив Молдовы (ФСИМ), мы узнали, что «наибольшее число контрактов, выигранных одним предприятием, — 16 (ООО “Nirom Roz”, г. Калараш (дороги) — из 29 участий)». Всего в 1999-2009 годах «Nirom Roz» выиграл 29 тендеров в рамках субпроектов, финансировавшихся ФСИМ, выполнив работы по ремонту и строительству дорог в 29 населённых пунктах. На вопрос, сколько же миллионов получил в итоге «Nirom Roz», во ФСИМ нам ответили лишь, что «этими данными располагают бенефициарии».



Юрия Стойкова мы нашли в предвыборном штабе ПКРМ в Калараше. Депутат заявил, что обладает 144 акциями «Nirom Roz» ещё с середины 90-х годов. «Я вложил боны народного достояния в эту компанию, однако никогда не получал дивидендов. Знаю только, что предприятие изменило название с “Plai” на “Nirom Roz”. Также слышал, что у неё могли быть долги перед государством», — сказал Стойков, отметив, что понятия не имеет, что «Nirom Roz» — чемпион публичных аукционов в рамках субпроектов ФСИМ.

Николай Розембак, в свою очередь, заявил, что Юрий Стойков является акционером возглавляемой им компании «сто лет», не став вдаваться в подробности. Когда же мы стали настаивать на получении более детальной информации, Розембак бросил трубку.

Юрист Виктор Панцыру считает, что фирма, в которой депутат обладает долей акций, на период исполнения им мандата должна избегать доступа к государственным средствам. «На этот раз мы имеем дело с непрямым конфликтом интересов. Это непорядочно, когда фирма, к которой имеет причастность депутат или госслужащий, участвует в публичном аукционе», — добавил эксперт.


Случай Балдовича



По данным Государственной регистрационной палаты, ООО «Consfirmgrup» (фирма, которая осуществляет ремонт Парламента ценой 250 млн долларов) было зарегистрировано 30 июня 2005 года. Его учредителями были нынешний министр строительства Владимир Балдович и его супруга Виолетта (70 %), Лилия Друцэ (20 %), а также Анетта Рошка (10 %). Тогда Владимир Балдович являлся директором компании «Stayer» и имел право учреждать десятки ООО. В июле 2007 года он был назначен на публичную должность, став генеральным директором Агентства строительства и развития территорий. Если бы в тот момент существовал Закон «О конфликте интересов», чиновник был бы обязан официально заявить, что его новый пост несовместим с его статусом учредителя строительной фирмы. И даже без него со стороны Балдовича было бы правильным не допускать подобного противоречия. Тем не менее глава ведомства молчал. Более того, в ноябре 2007 года ООО «Consfirmgrup» заключило выгодный контракт с госпредприятием «Serviciu Asistenţă Beneficiari la Obiectele Sociale», взяв на себя обязательства построить два многоквартирных дома для бюджетников.

31 марта 2008 года Владимир Балдович стал министром строительства и развития территорий в правительстве Гречаной. На тот момент он по-прежнему владел вместе с женой 70 % уставного капитала «Consfirmgrup». Спустя 10 дней супруги Балдович вышли из состава соучредителей уступив свою долю Анетте Рошка.
Однако 14 августа 2008 года состав учредителей фирмы «Consfirmgrup» вновь изменился: Владимир Балдович — 80 %, Лилия Друцэ — 20 %.



14 апреля 2009 года аппарат Парламента РМ объявил через бюллетень госсзакупок тендер на «выполнение работ по капитальному ремонту здания по бул. Штефана чел Маре, 105». А 17 апреля пресса сообщила, что здание Парламента на период реконструкции может быть передано в ведение Министерства строительства и развития территорий. В тот же день, согласно данным Регистрационной палаты, министр В. Балдович «покинул» фирму, уступив свою долю уставного капитала Александру Гуцу (40 %) и Андрею Рошке (40 %). Итак, чтобы не быть обвинённым в конфликте интересов, Владимир Балдович передал свою долю другим людям. Надолго ли? Не получится ли так, что глава ведомства вернётся к руководству фирмой, когда ремонт парламента будет завершён, а пресса забудет об этом случае, как произошло в 2008 году?

Независимые эксперты считают, что, если бы на Западе министр поступил подобно Владимиру Балдовичу, его тотчас бы отправили в отставку, чтобы не наносить ущерба имиджу возглавляемого им учреждения. «Интересы не меняются за ночь, — считает Лилия Каращук, председатель “Transparency International-Moldova”. — Молдова ратифицировала и обязалась соблюдать ряд международных документов, в том числе Конвенцию ООН против коррупции, которая определяет, что даже старая связь чиновника с какой-либо фирмой является конфликтом интересов. Таким образом, министр Балдович остаётся в конфликте интересов с “Consfirmgrup” и после уступки своей доли».

После того как 4 июня с. г. антикоррупционное приложение «Obiectiv» напечатало статью об этом, Ассоциация независимой прессы (API) потребовала у Генеральной прокуратуры определить, есть ли в действиях министра состав преступления. Спустя несколько дней парламент утвердил новый состав Правительства, и Балдович сохранил своё кресло. 10 июля Генпрокуратура проинформировала нас, что перечисленные факты «не нашли подтверждения». И всё. API запросила подробные данные о прокурорском расследовании, но на момент написания статьи ответа не поступило, хотя прошло более двух недель.
* Статья написана в июле текущего года.
Думитру ЛАЗУР, Руслан МИХАЛЕВСКИЙ

Материал подготовлен в рамках проекта «Мониторинг избирательных списков на досрочных парламентских выборах 2009 года», финансируемого Фондом Сороса в Молдове. Изложенные мнения принадлежат авторам и не обязательно отражают позицию финансирующей организации.

5 комментариев:

  1. верно сказал кто-то из совсем неглупых: Самое сильное испытание-испытание властью!

    ОтветитьУдалить
  2. Проживание в собственном доме вдали от городской суеты – осознанный выбор многих людей. К этому решению часто приходят из-за таких ярких преимуществ, как: собственный сад, организованная зона барбекю, комфортная детская площадка на свежем воздухе, индивидуальное парковочное место silikat18. Поэтому построить свой собственный дом, но при этом по-настоящему уютный и функциональный – важный жизненный этап любой семьи.

    ОтветитьУдалить
  3. Часто делятся на форумах печальными ситуациями и, кто за неимением свободного медли на ремонт доверил это своим. Ситуация знакома до боли: "сват-брат-сосед, молоток в руках не держал, хотя данный как раз сидит без работы, пусть займется. Получается очень нехорошо, а жалобе выговаривать неудобно" (и денег за нравственный ущерб вновь же не "стрясешь")politologa. Кстати, и отыскать хорошего мастера спустя онлайн сложно – у испытанных частников заявки расписаны на полгода вперед, а их номера телефонных передают из рук в руки.

    ОтветитьУдалить
  4. Бездепозитные бонусы – это исключительно интересная и более перспективная промоакция интернет-казино. Они числе какого-нибудь фри-спинов casino бездепозитный бонус, поэтому что выплаты в безвозмездных вращениях не гарантированы, как композиции на барабанах игрового аппарата шансы не сложиться.

    ОтветитьУдалить
  5. Если вы желайте заказать упоминания с определенного покупать ссылки продвижения сайта сайта впрямую, довольно принципиально в выяснить его на присутствие определенных обликов ссылок. Проще всего на этом ресурсе найти статью, выбрать в ней бэклинк и смотреть его в коде. Для сего кликните правой кнопкой мышки, откройте меню, изберите «Посмотреть код»shameless В последних версиях CMS WordPress нередко встречается тег nofollow noopener. Это также самое, именно и традиционный атрибут.

    ОтветитьУдалить